Roman Romanov (rromanov) wrote,
Roman Romanov
rromanov

Categories:

Орёл (опыт альтернативной истории)

Конец февраля, а я пишу о новогодних праздниках. Да, так вот.

В этот раз у меня был лучшие за много лет новогодние каникулы и прошли, они, казалось бы, в странном месте - в городе Орле. Меня уже спрашивали, а почему, дескать, тогда не в Капотне? Ну вот а потому. Занесло в Орел, так уж получилось. Как это было - документально засвидетельстовано в пяти, по-моему, постах здесь по тэгу "Орел".

И поскольку к столь подпробному описанию мне добавить нечего, я отработал на Орле технологию т.н. "креативных путешествий" и лудизации, которую придумали в свое время мои друзья из арт-группы "Тапирама".

Так что получите и распишитесь - вариант альтернативной истории города Орла, тем более, что он, Орел, оказался действительно странным местом.



#1. Странное место

Орел - это типично-среднерусский город. Когда говорят, что большинство населения России живет в городах, то подразумевают именно города, похожие на Орел, а не мегаполисы, вроде Москвы и Петербурга. Ничего особенного я не ждал - но всё-таки меня удивило, как на незнакомого человека оглядываются на улицах. В Орле есть некая странная печать запустения, чувство оторванности, изолированности от внешнего мира, которое сложно объяснить банальными ссылками на "провинциальность". Отчасти чтобы расшифровать причины этого чувства, я попытался немного почитать об истории Орла - и у меня появилось больше вопросов, чем ответов.

Начать следует с того, что это странный город, построенный в особенном месте.

В древности территорию современного Орла населяли вятичи. Вятичи известны тем, что в августе 1217 года (впрочем, называют и другие даты) сначала долго мучили, а потом отрубили голову Кукше Печерскому - иеромонаху Киево-Печерского монастыря, пытавшегося в этих местах проповедовать христианство. Вообще же о вятичах пишут как о крупном славянском племени, которое, хотя и платило дань сначала хазарам, а потом киевскому княжеству, дольше всех сохраняло традиции независимости, народовластия, стойко держалось за племенное имя и языческие традиции.

Здесь жили вятичи:


Позднее эти места входили в состав Карачаевского и Звенигородского княжеств, в XV веке были захвачены Великим княжеством Литовским, подвергались набегам крымских татар. Можно найти информацию, что именно в это время местное население отсюда ушло. Так или иначе, согласно официальной истории, когда в XVI веке земля нынешней Орловской области досталась Московскому княжеству, никакими вятичами и даже их потомками здесь, по общераспространенному мнению, и не пахло.

Однако я выскажу мнение: вятичи никуда не исчезли, если они и покидали свои земли - то какая-то часть вернулась и продолжала жить на своих исконных территориях. По некоторым косвенным данным можно сделать вывод, что какие-то силы так или иначе действовали в Орле - тайно, но вполне определенно противопоставляя себя Москве и московским традициям.

Несколько фактов, которые наводят на мысли.

В 1566 (который и считается годом основания Орла) Иван Грозный в спешном порядке основывает крепость в категорически неудобном месте - на затапливаемом речном мысу, хорошо простреливаемом с соседнего высокого берега. Выбор места объясняют срочной необходимостью охраны южных границ Московского государства - крепость нужна была срочно, а на выбранном месте сохранились остатки старого Орловского городища - и строительство можно было значительно ускорить. Почему крепость строится на неудобном с фортификационной точки зрения месте, так срочно и с таким, мягко говоря, странным обоснованием? Какого нападения с юга настолько боялся Грозный, что готов был срочно построить хоть какую-нибудь крепость на этом месте?

Уже разгромлены Казань и Астрахань, в активе - два удачных похода на Крым. Конечно, Земский собор отвергает литовское предложение о мире и отказывается передвать Литве Полоцк и Смоленск. Конечно, очень неспокойно в Польше - и некоторые основания ожидать со стороны поляков каких-то выпадов есть. Но повода ожидать их вот прямо сейчас и экстренно, чтобы за полгода возводить крепость - не наблюдается никаких. И ведь главное - неудачное положение крепости позже многократно подтверждалось. Через Орел проходили войска Лжедмитрия I, Ивана Болотникова, там была резиденция Лжедмитрия II, два раза город разрушался поляками. В 1571 году татары сожгли Москву - и ничто не смогло им помешать. Иначе говоря, как фортификационное сооружение, предотвращающее внешнюю агрессию, Орёл показал свою полную беспомощность. Что характерно, вопрос переноса крепости на соседний высокий берег рассматривался аж до 70-х годов XVII века - но по неизвестным причинам крепость так перенесена и не была.

Сам собой напрашивается логичный ответ: если крепость была бессильна предотвратить внешнюю агрессию, возможно, она выполняла другие задачи? Возможно, существовал какой-то внутренний враг, не обладавший осадными орудиями, но активной существующий и проявляющий себя в регионе - и для борьбы с этим врагом, для сохранения территории нужно было создавать укрепрайон? Возможно также, что именно активность этой, пока неизвестной силы, и мешала перенести крепость все последующее время - факт проникновения этой силы в местные органы управления тоже нельзя отрицать. Косвенно высказанную гипотезу подтверждает и тот факт, что 1566 - следующий год после создания опричнины и мотив борьбы с внутренними врагами был в то время чрезвычайно выражен среди правящей московской элиты.

Но что это за сила? Кого опасался Грозный и с кем боролся? Было ли создание Орла просто формой проявления "опричной паранойи" - т.е. локализацией некоторых более общих тенденций или имелись какие-то местные причины, заставившие Грозного бороться за сохранение этих земель (хотя в опричные земли Орел не входил)? Поверхностное рассмотрение никаких следов этой силы не обнаруживает. Собственно, это как с некоторыми инфекциями, обнаружить которые можно только по наличию антител.

Интересна и легенда, связанная с выбором названия города. Когда стали рубить дуб, росший у слияния двух рек Оки и Орла, с вершины дерева слетел орёл. «А вот и хозяин», — сказал один из мужиков. Иван Грозный и повелел назвать город именем птицы. Очевидно, что перед нами - чисто языческая легитимация выбора имени города. Дуб и орел - дерево и птица, символически связанные с божеством грома, Перуном. Грозному почему-то было важно показать на близких нехристианскому, языческому сознанию символах, что высшие силы благоволят постройке крепости. Почему Грозный, известный своей погруженностью именно в христианскую символическую систему, умевший и любивший с ней работать, вдруг обращается к языческим символам? Почему нам неизвестны истории о том, что христианские святые благословляли или предрекали постройку Орла? Или даже поставим вопрос иначе: кто целевая аудитория этой легитимации? Перед каким сообществом важно было утвердить и обосновать сакральную значимость своего строительства Ивану IV? Очевидно, что это могло быть только сильное и влиятельное языческое сообщество.

Никоновская летопись об основании Орла


Именно это сообщество, предположительно ведущее происхождение ещё от тех вятичей, которые рубили голову Кукше Печерскому, и должно было принять инициативу Грозного. Именно это сообщество и препятствовало переносу крепости в более удобное место, а возможно, не без его участия город столько раз был захвачен.

#2. Фабрика "новых людей"

Дальше, практически на 300 лет, в Орле наблюдается затишье - хотя затишье относительное. Можно сделать предположение: сообщество условных "вятичей" пережило или относительный разгром, или кризис самоопределения, но если и так, из этого кризиса оно успешно вышло, вооружившись новой стратегией - внутреннего изменения России, ее культурного и политического пространства. Очевидно, был выбран путь воспитания "особых людей", которые должны стать агентами влияния Орла в "большом мире". Здесь можно провести аналогию с позднейшими опытами общества "Анненербе" и другими подобными технологиями тоталитарных режимов ХХ века.

Давайте просто вспомним людей, жизнь которых связана с Орлом. Например, это историк Средневековья Тимофей Грановский, большая часть лекций которого дошла к нам в списках студентов, человек, который, больше говорил, чем писал, мыслитель, оказавший сильнейшее влияние на современников (и нам стоит задуматься, каким было это влияние). Интерес Грановского известен - это переходные эпохи в истории человечества. Не Грановским ли готовилась концептуальная база для будущих социальных технологов?

"Ступени человеческого века". Фото из музея Тимофея Грановского. Здесь показаны этапы социального и морального развития человеческого существа. Выдаётся за "народный лубок".



Афанасий Фет, Михаил Пришвин - люди, в чьем творчестве слышны явственные языческие мотивы, воспевается красота природы и единение человека с некими до-человеческими началами. Похожие интонации наблюдаются и у Ивана Тургенева, который, помимо прочего, концептуализировал основы российского межпоколенческого конфликта и создал фрейм, вот уже много лет являющийся модельным при анализе смены поколений. Или Николай Лесков, этапы творчества которого - "народное православие" в первой половине и практически демонстративное толстовство во второй заслуживают отдельного анализа (возможно, за ними стоит разрыв или попытка разрыва с тайной общиной орловских "вятичей").

Михаил Бахтин жил в Орле до 10 лет, но не здесь ли были заложены основы того воспитания, которое похже приведет мыслителя к созданию концепции "карнавализма", "меннипеи" и "хронотопа", оказавших сильнейшее влияние в том числе и на европейскую культуру?

Иван Бунин и Леонид Андреев - люди, которыми зачитывались поколения. В творчестве каждого из них (конечно, по-разному) поднимались темы природного и внеприродного в человеке, силы иррационального, противостояния человека и авторитарной коллективности.

Кто может отрицать (при всем возможном расхождении конкретных оценок) влияние Дмитрия Писарева? Историка Сергея Булгакова (кстати, первого российского историка, попытавшего найти рациональное обоснование опричнины)? А Петр Столыпин, закончивший Орловскую гимназию? Не здесь ли на талантливого мальчика обратили внимание и очень качественно воспитали "нужные люди"? Изобретатель Поликарпов, практически подаривший России небо? Михаил Бонч-Бруевич, без которого трудно представить коротковолновое вещание?

И стоит еще задаться вопросом, что искал в Арктике и куда на самом деле пропал вместе со всей экспедицией орловец Владимир Русанов.

Что общего у всех этих людей? Жизнь каждого из них связана с Орлом, все они так или иначе повлияли на судьбы поколения, в деятельности каждого из них наблюдаются сходные сюжеты: утверждение ценности индивидуальной свободы, связи человека с иррациональными, природными или внеприродными началами (скрытая форма языческих мистических практик), интерес к реформам и преобразованию общества, "переходным периодам" и "слому эпох". Сложно предположить, что подобные совпадения случайны. Таким образом, мы получаем еще одно косвенное подтверждение гипотезы существования тайного общества, которые мы выше условно назвали "сообществом вятичей".

#3. Скрытая сила проявляет себя

При внимательном наблюдении можно обнаружить определенную логику, по которой могло действовать условное "сообщество вятичей": реализация гуманитарных проектов в период стабилизации российского государства и переход к активным действиям в период нестабильности. Действия эти предположительно нацелены на выделение, дистанцирование Орла от общероссийской политической системы.

Следы активной деятельности тайного сообщества можно найти уже в XX веке - когда в России начался один из тех переходных периодов, изучению которых посвятил так много времени Тимофей Грановский. Революция и последующая Гражданская война показывают, что в городе действует сила, пытающаяся как бы усилить расстояние, дистанцировать Орел от окружающего мира. Давайте вспомним частые захваты Орла и военную беспомощность находящейся на неудобном месте крепости. Разве не логично предположить, что не только неудобное место, но и какая-то внутренняя сила помогала захватчикам? Раз от раза мы наблюдаем реализацию одной и той же модели, реализуемой, по нашей гипотезе, тайным сообществом "вятичей": поддержка внешней дестабилизирующей силы, короткий период сотрудничества, разочарование и разрыв.

История Орла ХХ века дает нам несколько ярких примеров.

Город поддержал революцию - но не полность, не до конца, не сразу - в общем, как многое в Орле, советская власть устанавливалась трудно, странно и как-то "не так". Отметим, что протестные настроения в Орле существовали и до 1917 года. Еще в 1905 антиправительственные выступления собирают здесь до 10 000 человек - это немало и по масштабам современного мегаполиса, а для начала ХХ века цифра и вовсе внушительная. Бастовали телеграфные служащие и работники типографий - т.е. люди, отвечающие за коммуникации. Как будто какая-то сила пробует себя, показывает, что при любом удобном случае готова оторвать Орел от "большой России" и взять под свой контроль.

В 1917 году город раскалывается на две части - одна поддерживает свержение Временного правительства, другая выступает за меньшевиков. В это время в Орловской губернии крестьяне жгут усадьбы - вполне вероятно, что под прикрытием "крестьянских беспорядков" уже известное нам сообщество просто чистит свои ряды. Только к концу ноября 1917 еле-еле удается избрать Совет, состоящий из большевиков всего лишь наполовину.

Но недаром некоторые источники указывают, что советская власть установилась в Орле во многом формально, непрочно. Уже в 1919 ЧК вынужден жестко подавлять орловское восстание рабочих, выступавших с антисоветской политической программой и требовавших уравнивания их продовольственных пайков с пайками красноармейцев. Парадоксальным образом именно в Орле к этим требованиям присоединились сами красноармейцы - т.е., опять мы видим, как некая сила притягивает на свою сторону союзников, вовлекает в свой круг влияния внешние источники - чтобы, прикрываясь правдоподобным предлогом, реализовывать совсем иные задачи.

В том же 1919 году в Орле чуть не убили Якова Свердлова: его поезд вовзвращался в Москву через Орел, местные железнодорожники перекрыли полотно, остановили поезд и вынудили Свердлова выйти - после чего напали. Раненого Свердлова охрана вынуждена была уносить в поезд на руках. Интересно, что произошло бы, если бы через Орел ехал Ленин.

Так выглядит железнодорожный вокзал Орла сейчас. Просматриваются античные мотивы.



Также обратим внимание вот ещё на какой момент: как и в предшествующие годы, Орел удивительно легко берут все силы, выступающие против центральной власти. Так, в 1919 году всего два часа понадобилось корниловцам, чтобы захватить город - что явно показывало на присутствие какой-то внутренней помощи. Ещё ярче проявилась указанная тенденция во время время Великой Отечественной войны: 3 октября 1941 года 4 танковая дивизия Гудериана захватила Орел - и вот что странно: единственный бой наступающим немцам дала 201- воздушно-десантная бригада полковника Безуглого, и произошло это даже не в городе, а на его южной окраине. А в самом Орле продолжали ходить трамваи, ящики с заводским оборудованием лежали прямо на улицах - т.е., немцы получили, по воспоминаниям самого Гудериана, транспортный и железнодорожный узел с хорошими дорогами и промышленностью - и получили его почти задарма. И это в то время, когда во всех остальных советских городах взрывали заводы, дороги, сопротивлялись до последнего патрона и т.п. А в Орле немцев как будто бы ждали. Как будто бы кто-то снова помешал официальной власти успешно эвакуироваться, как и когда-то давно кто-то так же помешал Москве перенести орловскую крепость на более удобное место. Тактику саботажа "сообщество вятичей" освоило хорошо.

Немецкие войска вступают в Орел


Любопытно, но практически сразу же после захвата в Орле начинает действовать т.н. "Русское гестапо" - сыскное отделение полиции под руководством Михаила Букина, сына купца 1-й гильдии Ивана Букина. В отделении насчитывается чуть менее 200 человек. Можно с уверенностью предположить, что 200 человек - только верхушка айсберга, люди, которые захотели или которых попросили показать себя - и это был пиковый момент, когда "сообщество вятичей" вышло из тени (естественно, никакими нацистами они не были, просто использовали удобный момент и поставили не на ту лошадь).

Руководитель "Русского гестапо" Михаил Букин, сын купца Ивана Букина. Кстати, семья Букиных активно помогала корниловцам, прятала у себя дома жандармов во время революционных выступлений.


Интересно, что после освобождения Орла Букин был арестован, но судебный процесс над ним и прочими "орловскими коллаборационистами" состоялся только в 1957 году. Вопрос - почему так долго ждали? Что хотели узнать, о чем хотели поговорить советские власти с "орловскими коллаборационистами"? Выскажем гипотезу: именно во время Великой Отечественной "тайное сообщество" попыталось максимально открыться и "взять власть в свои руки" - и проиграло. Следов активных действий сообщества после ВОВ в Орле пока найти не удалось - вероятно, сообщество или было зачищено и ушло в глубокое подполье, или было заключено некое соглашение с советской властью - и сообщество опять же ушло в глубокое подполье и продолжало тихо, исподволь, действовать. В любом случае, советская и постсоветская история Орла нуждается в более внимательном и детальном изучении.

Очевидно, что НКВД довольно сильно почистила "вятичей" - и они утратили значительную часть своего влияния и умений. Возможно, очередное, более молоде поколение, восстанавливало технологии "старших" буквально на коленке, кустарным способом - по крайней мере, после войны никаких следов возврата к гуманитарным стратегиям не было, а единственную попытку создать "нового человека" можно признать категорически неудачной, потому что ее итогом стал Геннадий Андреевич Зюганов.

Геннадий Зюганов. Неудачный экземпляр "нового человека".


Видимо, технология создания "новых людей" современными "вятичами" безвозвратно утрачена. Сейчас все силы сообщества брошены, скорее всего, на сохранение локальной идентичности и "подчистку истории" - ради сохранения тайны. Следы деятельности подобного роды видны в современном Орле.

#4. Орёл сегодня

Весь Орел выглядит как эта стелла на улице Горького: заброшенные следы прошлых амбиций, мечтаний и иллюзий посреди всеобщего безразличия:



Гуляя по Орлу, наблюдаешь интересную тенденцию в области сохранения исторической памяти - все музеи и объекты, связанные со знаменитыми людьми Орла - в первую очередь, конечно, писателями, содержатся в очень приличном состоянии. Все же, что связано с историей самого Орла, с войной, с этнографией - развалено, заброшено и фактически уничтожено. В краеведческом музее 10 лет идет ремонт, а нынешняя экспозиция - смех сквозь слезы: выставка современнйо фотографии Орла и окрестностей и выставка "Традиции новогодних праздников народов мира", основное наполнение которой - кустарные муляжи новогодних костюмов разных стран и детские рисунки. Ни одного человека, способного рассказать об истории Орла, в краеведческом музее просто нет. Очевидно, что кто-то пытается планомерно отвести интерес людей от истории города, скрыть какие-то факты, которые, при систематичном изложении не могут не вызвать вопросов.

Слева - здание военно-исторического и этнографического музея (по крайней мере, так написано в справочнике). Окна заколочены, жизни там нет.


Кстати, говоря, "народы мира" в Орле тоже присутствуют - но это уже другие народы и другой мир - вот характерные следы их присутствия:



А вот это музей Грановского внутри. Все чисто, прилично, любопытная экспозиция, девочка показывает и рассказывает. Контраст с краеведческим и военно-историческим музеем - потрясающий.



В общем, историю Орла уже практически подчистили - и довольно специфическим образом. Кто-то очень не хочет, чтобы люди задавали неудобные вопросы. И подчистило ее, скорее всего, то, что осталось от "сообщества вятичей" - уж не знаю, как они себя называют сейчас. Кстати, похоже, мы обнаружили некую систему знаков, которой представители этого сообщества маркируют себя во внешнем мире. Перемещаясь по Орлу, невозможно не заметить, насколько популярны у местного бизнеса глобалистские названия формата "мир" и "вселенная". Здесь вы можете встретить мир чего угодно: обоев, дверей, окон, тканей и т.п. Прямо на въезде в Орел вас встречает "Мир крепежа". Страшно себе представить. Вряд ли так происходит потому, что в городе рекламой занимается один и тот же человек, которы лепит всем всепо одному шаблону. Вероятно, так в рудиментарной форме то самое тайное сообщество не только обозначает свое присутствие, но и пытается обозначить свои глобальные претензии - возможностей реализовать которые у него пока нет.



Одним словом, сегодня Орел - категорически странное, но не без приятностей место. Только рассматривать его нужно очень внимательно.

Бонус: а это орловский котег. Он сидел рядом с "Дворянской усадьбой" в беседке, на морозе при -15. Его было жалко, но накормить было нечем, а впустить в теплое помещение невозможно - некуда. Все любят котегов, поэтому я его вам показываю.



Tags: Орел, впечатления, история, лудизация, лытдыбр, пропаганда, путешествия, смешное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Проблемы богатых

    Бывший владелец "Связного" говорит: "Я научился обходиться без денег, без атрибутов. без статуса, без работы. Я научился ценить себя…

  • Церкви в музеях, музеи в церквях

    Петербургский музей Арктики и Антарктики летом вроде бы отбили: Росимущество отказался передавать его церкви. Сейчас отдельные консервативные…

  • Крылья православного активизма

    В связи с разрушением фигуры Мефистофеля в Петербурге, выходками Энтео в Москве хочу сказать вот что. В начале шестидесятых годов Хуан Карлос…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments